Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Страничка руководителя физического воспитания

Дата: 9 февраля 2018 в 14:24, Обновлено 19 ноября 2021 в 08:48
<article>

«Двигательная активность дошкольников на прогулке в зимний период»

Двигательная активность – это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Движение – это врожденная, жизненная необходимость и потребность человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.

         В дошкольном возрасте, в период интенсивного роста и развития детей, особенно важно обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторики, правильному формированию важнейших органов и систем.

         На каждой прогулке решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных и образовательных. Оздоровительные задачи направлены на формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного отношения к проявлению своей двигательной активности. При разработке содержания воспитательных задач важно обратить внимание на развитие самостоятельности, активности и общения, а также на формирование эмоциональной, моральной и волевой сферы детей в процессе двигательной деятельности. Вместе с тем отличительной особенностью прогулок в старших возрастных группах является акцент на решение образовательных задач: овладение необходимым программным материалом по развитию движений, формирование доступных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Эти задачи решаются в тесной взаимосвязи с развитием двигательных качеств и способностей детей, а также формированием оптимальной двигательной активности.

         Во время прогулок важно тщательно продумывать методы и приемы регулирования двигательной активности детей, следует основное внимание обращать на создание высокой вариативности педагогических условий, способствующих более эффективной реализации двигательной активности детей, в основном путем подбора дифференцированных заданий. В общей подвижной игре для детей с разной подвижностью важно обеспечить высокую двигательную активность и совершенствовать движения и физические качества. При этом широко использовать пространство площадки, развивать у детей умение распределять роли и быть ведущим.

         С целью активизации двигательной деятельности детей во время прогулок важно использовать разные приемы. Украшенный участок сам по себе вызывает у детей положительные эмоции, желание идти на прогулку, побуждает к самостоятельной деятельности. Например, зимой между деревьями и на веранде можно развешать надувные шары, снежинки и флажки разнообразной конфигурации; по краям дорожек протянуть яркие шнуры и ленты; снежные валы украсить орнаментом из разноцветных льдинок. Между деревьями на ярком шнуре можно повесить колокольчики, разноцветные игрушки, под которыми надо проходить осторожно, пригнувшись, чтобы они не зазвучали. А к глухой стене веранды прикрепить бубен. Если дотянуться до него рукой и ударить, то он зазвучит. На прогулке дети много и с удовольствием двигаются. И для удовлетворения этой потребности им следует предоставить всю площадь участка. Сделать широкую дорогу для катания на санках сравнительно узкие длинные проходы между снежных валов (от веранды до конца участка и далее до веранды) с ответвлениями, одни из которых заканчиваются тупиком, а другие – каким-либо препятствием, которое необходимо преодолеть (перелезть через бревно; наклонившись, пройти сквозь воротца; перешагнуть через снежный заслон высотой не более 10-15 см; перейти через мостик и т. д.) На расчищенной от снега центральной площадке можно сделать цветные дорожки разной конфигурации – извилистые, прямые, замкнутые. Обязательно нужны крупные снежные постройки. Около них хорошо играть в прятки или просто перебегать, например, от снеговика к снеговику и т. д. На участке должна быть снежная горка с которой дети будут съезжать. Таким образом, дети на прогулке выполняют разнообразные движения:

-бегают, лазают, съезжают, подлезают, подтягиваются, бросают в цель, переносят груз (снег, льдинки).

         Конечно, такая активная деятельность предусматривает удобную, легкую, не сковывающую движений одежду. Но нельзя ограничиваться лишь созданием условий для прогулки. Нужно заботиться о том, чтобы каждому ребенку было интересно.

          В целях насыщения прогулки интересными делами в ее структуру предлагается вносить наблюдения и дидактические задания, совместные со взрослым трудовые действия и подвижную игру. При этом значительная часть времени отводится самостоятельной деятельности детей. Все эти структурные части выступают не как отдельные мероприятия, а взаимно дополняют и углубляют друг друга. В зимнее время на прогулке проводятся и подвижные игры. Они активизируют движения детей, обогащают их новыми яркими впечатлениями. В подвижных играх закрепляется умение каждого ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, выполнять его требования, согласовывать свои действия с действиями товарищей. Если на улице холодно, сыро, то такую игру надо организовать сразу, чтобы поднять эмоциональный тонус детей, настроить их на бодрый лад. Если же дети с удовольствием начали играть самостоятельно, то подвижную игру можно провести в конце прогулки, когда интерес детей значительно снижается. К каждой подвижной игре следует подготовить яркие атрибуты. Это могут быть эмблемы на лентах, разнообразные шапочки птиц, зверушек, крупные мягкие выразительные сюжетные игрушки. Длительность каждой игры не более 3-4 минут, количество участников не регламентируется (пожеланию детей). Взрослый может также организовать подвижную игру с одним-двумя детьми, если он видит, что они замерзли или не знают, чем себя занять. Желательно подготовить на неделю не менее пяти-семи разных подвижных игр и подобрать к ним атрибуты.

         Рекомендуется проводить три подвижные игры в течение прогулки. Подбирая игры для дневной прогулки, необходимо учитывать предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий (рисования, лепка) рекомендуются игры более подвижного характера. Проводить их нужно со всей группой в начале прогулки. После физкультурных и музыкальных занятий рекомендуются игры средней подвижности. Проводить их нужно в середине или конце прогулки. Таким образом план должен включать игры:

  • малоподвижные;
  • игры средней активности;
  • игры с высокой двигательной активностью.

         Следует отражать в планах разучивание новой игры и игры на закрепление двигательных навыков и развитие физических качеств. В течение года проводится примерно 10 – 15 новых игр.

Кроме этого организуются игры:

  • забавы
  • аттракционы
  • игры-эстафеты
  • сюжетные по движные игры
  • игры с элементами спорта
  • бес сюжетные подвижные игры
  • народные игры
  • хороводные
  • спортивные упражнения («Катание на санках», «Скольжение», «Ходьба на  лыжах»).

         Материалы и оборудование, используемые для организации самостоятельной деятельности детей: ледянки, кукольные сани, ящики для перевозки снега, большие фанерные фигуры зверей из любимых сказок, формочки, лопатки, ведёрки, палочки для рисования на снегу, печатки, вожжи, султанчики, флажки, кегли, маски для сюжетно-ролевых игр, лыжи, оборудование для экспериментов, снегомер, игрушки из бросового материала.

Необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к хранению и размещению выносного материала.

Интернет - источники:

  1. maam. ru
  2. nsportal. Ru
  3. fiskult-ura

   

«Математика в движении»

«Математика продолжает оставаться наиболее трудоёмким учебным предметом в школе», — об этом говорят и учителя, и родители, и сами ученики. А как же дошкольники? Они не знают, что математика трудная дисциплина, и не должны узнать об этом никогда! Современное математическое развитие дошкольников уже не рассматривается как сложное методологическая подготовка детей к дальнейшему обучению в школе.

Главное, ввести детей в мир логики, т.е. научить мыслить, рассуждать, анализировать, способствовать повышению интереса к математике, веры в свои силы – вот истинное предназначение сути математического развития дошкольников на современном этапе.    Серьёзное содержание математического развития может усваиваться современными детьми, если оно доставляет им удовольствие. Как сказал выдающийся французский писатель Анатоль Франс «Учиться можно только весело…Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».  А что в дошкольном возрасте  может быть веселее игр?  Поэтому заниматься  математикой можно и нужно  во время подвижных игр. Любые знания усваиваются лучше, если во время познавательной деятельности задействуется крупная и мелкая моторика.

Во время выполнения таких игр дети более эмоциональны, непосредственны, им очень нравится одновременно двигаться и выполнять задание.    Кроме того увеличивается темп и содержательность всего математического  занятия в целом. Сочетание математики и физкультуры дает много преимуществ: способствует повышению уровня познавательной активности, развитию мышления и других психических процессов, облегчает процесс познания, повышает общий эмоциональный фон занятия, дает возможность не только решать определенные педагогические задачи, но и творчески использовать дидактический и учебный материал; способствует формированию у детей  целостного восприятия окружающего мира; предоставляет возможность для повышения двигательной активности детей.  Физкультурное занятие с использованием игр математической направленности становится более насыщенным и интересным для детей.

Предлагаю Вашему вниманию серию игр, в которых органично сочетаются задачи математического и двигательного плана. Использование данных игр доставит настоящее удовольствие и радость детям, будет способствовать процессу наиболее успешного физического и интеллектуального развития дошкольников.  

 Подвижная игра  «Ай, да счёт, игра и только!»

Цель: развитие внимания, количественного счета, быстроты реакции.

Столько раз в ладоши хлопнем (8) 
Столько раз ногой мы топнем (10) 
Сейчас подпрыгнем столько раз (3) 
Наклонимся мы сейчас (7) 
И  присядем ровно столько(4) 
Ай, да счёт, игра и только! 

Подвижная игра «Цифры-непоседы»

Цель: воспитание ловкости, быстроты, развитие внимания.

Вот  уж цифры непоседы,

Любят в прятки поиграть.

Так давайте их, ребята,

Будем глазками искать.

Цифры разложены на полу врассыпную. Ребенок подскоками передвигается по кругу. По сигналу, взрослый называет цифру, ребенок бежит к ней.

Игра «Стручки гороха»

Цель: воспитание быстроты, ловкости, развитие количественного счета.

На полу на небольшом расстоянии друг от друга лежат обручи (кольца), в центре каждого лежит цифра.

На подносе – стручки гороха.

Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку:

На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков…

 Ребенок произвольно двигается под музыку. Как только музыка смолкает, он подбегает к подносу берет один стручок, а затем запрыгивает в обруч с той цифрой, которая будет соответствовать количеству горошин в стручке.

Игра «Весёлый счет»

Цель: развитие внимания, воспитание выносливости, закрепление порядкового счета.

Детям раздаются атрибуты: кружки с цифрами в центре. Дети двигаются по кругу. По сигналу- останавливаются                                         

У ребят порядок строгий

Знают все свои места.

Друг за другом по порядку,

Становись, детвора!

Детям предлагается построиться по счету в прямом порядке.

Игра повторяется, но дети двигаются уже в другом направлении (в левую сторону) и строятся друг за другом в обратном порядке.

Подвижная игра «Побежали-стоп!»

Цель: развитие реакции и внимания; воспитание ловкости, развитие функции равновесия.

Ребенок по команде начинает движение. По команде «Стоп-1!» - останавливается  на одной ноге. По команде «Стоп-2» - на двух ногах, по команде «Стоп -3!» выполняет 3 касания. Можно  коснуться пола двумя ногами и  рукой, а можно 2 руками и 1 ногой. А вот придумать касания по команде «Стоп-5!» сложнее. Можно подключить голову или живот, колени и т.д.

Подвижная игра «Хлопай - не зевай!»

Цель: воспитание ловкости, развитие внимания, количественного счета.

Эй, ребята, не зевайте,

Ладоши  быстро поднимайте!

1. Сколько ушей у двух мышей? (4)

2. Сколько дней в неделе? (7)

3. Сколько глаз у светофора? (3)

4. Сколько пальцев на одной руке? (5)

5. Сколько солнышек на небе? (1)

6. Сколько цветов у радуги? (7)

7. Сколько пальцев на двух руках? (10)

8. Сколько в неделе выходных дней? (2)

9. Сколько солнышек на небе ночью? (0) 

10. Сколько рогов у двух коров? (4) 

Подвижная игра «Маршрутный лист»

Задачи: закреплять ориентировку в  пространстве, навыки безопасного бега, закреплять навыки порядкового счета, развивать умение самостоятельно выполнять задание, воспитывать взаимоуважение.

 В произвольном порядке размещены цифры. Ребенку выдается лист-маршрут с указанием его передвижения до назначенного пункта по цифрам- точкам. Взрослый дает команду: «Раз – два- три по- своему маршруту беги!»,  ребенок должен подбежать к своему месту, при этом дотрагиваясь до отмеченных на маршрутах цифр.

Подвижная игра «Больше-меньше»

Задачи: развивать умение сравнивать объекты окружающего мира по величине, координацию движений.

Взрослый называет предметы и объекты: слон, футбольный мяч, велосипед, теннисный мяч, дерево, кегля и др. Если названный предмет больше предыдущего, то ребенок встает на носки, руки вверх.  Если названный предмет меньше предыдущего – приседает.

Таким же образом закрепляются знания о понятиях выше – ниже,  шире – уже, толще – тоньше, длиннее – короче и др.

Подвижная игра «Слушай, двигайся, считай»

Задачи: развивать слуховое внимание, быстроту двигательной реакции, функцию равновесия.

В процессе передвижения по комнате, играющие выполняют задания ведущего:

- один свисток – подпрыгнуть вверх,  два  свистка – повернуться вокруг себя, три свистка – ходьба с высоким подниманием бедра и т.п.;

- выполнение движений в определённой последовательности:

- два прыжка вверх, два прыжка вперёд;

 - три шага – равновесие на правой ноге, три шага – равновесие на левой ноге.

Значение физической культуры в жизни дошкольника.

                            Изображение

   Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, физически хорошо развитым. Наряду с совершенно естественной заботой о чистоте его тела, удовлетворении потребностей в пище, крайне необходимо обеспечить и удовлетворение потребности в движении.Физкультурно-оздоровительной работе в детском саду отводится достаточное время в режиме дня. Утренняя гимнастика, физкультминутки, бодрящая гимнастика после сна, прогулка, водные процедуры (умывание), подвижные игры и игровые упражнения на улице, динамические паузы, физкультурные занятия, досуги и праздники - всё это является формами физкультурно-оздоровительной работы.

   Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до 7 лет. Именно в этот период осуществляются наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарными жизненно необходимыми двигательными умениями, гигиеническими навыками и т. д.

   Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия, а также свободная двигательная деятельность, когда ребенок во время прогулок играет, прыгает, бегает и т. п., улучшают деятельность сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать пробелы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно.

ИГРЫ ЗИМОЙ

     Как же красиво зимой! Мягкий пушистый снежок, все деревья стоят в серебре, легкий морозец кусает за румяные щечки наших детей. Как же сделать зимнюю прогулки с детьми приятной и полезной?

     Зимних забав и развлечений хоть отбавляй! Коньки, санки, лыжи, да и просто катание с горок, а игра в снежки - замечательны уже сами по себе, а если к этому еще добавить закаливающий эффект от бодрящего морозного воздуха, то положительный результат не заставит себя долго ждать.

     Подвижные игры и развлечения зимой на открытом воздухе доставляют детям огромную радость и приносят неоценимую пользу их здоровью. Они обогащают содержание прогулок и очень увлекают детей. Играя в подвижные игры, вы сможете увеличить продолжительность прогулки, что особенно важно при низких температурах. Да и сами родители, играя с детьми, не заметят как пролетело время и не успеют замерзнуть, поскольку им не придется стоять и наблюдать за играющими в снегу ребенком.

     Любимое зимнее развлечение малышей - санки. Но можете попробовать научить малыша спортивным играм, таким, как катание на лыжах и коньках. Используя простые игровые упражнения, можно добиться многого! Дети также любят подвижные игры со снего, и с удовольствием будут выполнять предложенные вами упражнения.

     Зимой очень увлекательно сооружать разные постройки из снега, лепить различные фигуры. Обзаведитесь лопатками, совочками, ведерками и метелочками, они вам пригодятся на прогулках.

      Для старших дошкольников используются более сложные игры. Играя и упражняясь на улице зимой, дети получают возможность проявить смелость, самостоятельность, ловкость и сноровку.

     Выезжая на пирроду в зимнее время с вашим ребенком или с компанией детей, обязательно продумайте, в какие подвижные игры вы будете играть с детьми, в какие игры будут дети играть сами, и возьмите с собой все необходимое для игр.

     Активный отдых зимой на свежем воздухе оставляет массу впечатлений и, помимо этого, укрепляет здоровье и дарит отличное самочувствие. Поэтому зря многие родители боятся лишний раз выпускать ребенка на улицу, опасаясь, что он простудится или подхвати какой-нибудь вирус. На самом деле морозный воздух - лучшее лекарство от всяких хворей и прекрасное средство для укрепления всех систем организма. Достаточно лишь одеть малыша в теплую и удобную одежду, которая не стесняет его движений - и вперед, к новым свершениям.

     Необходимо соблюдать некоторые правила при прогулке с детьми:

► Не предлагайте игр и забав, где нужно долго и интенсивно бегать (чтобы дети не вспотели).

► В игре не должно быть трудновыполнимых движений.

► Игры со снегом следует проводить в теплую погоду, когда снег мягкий.

► Для игр со снегом рекомендуются непромокаемые варежки.

► Зимние игры, забавы, развлечения проводятся на утрамбованной площадке.

     После активного движения необходим небольшой отдых. Можно предложить отгадывать загадки

Какой это мастер                                                    Обгонять друг друга рады

На стекла нанес                                                      Ты смотри, дружок, не падай!

И листья, и травы                                                    Хороши они, легки

И заросли роз. (Мороз)                                           Быстроходные. (Коньки)

Взял дубовых два бруска,                                       Ног от радости не чуя,

Два железных полозка,                                          С горки снежной вниз лечу я!

<font color="#3333cc" face="comic sans ms, cursive">На бруски набил я планки,                                     Стал мне спорт родней и ближе.</font>

<font color="#3333cc" face="comic sans ms, cursive">Дайте снег, готовы... (Санки).                                Кто помог мне в этом? (Лыжи)</font>

<font color="#3333cc" face="comic sans ms, cursive">     Предлагаем вам несколько простых идей подвижных игр на свежем воздухе, которые помогут вам приятно провести с детьми зимние месяцы.</font>

     "Наперегонки". Дети очень любят бегать по снегу, поэтому эта зимняя игра на свежем воздухе придется им по вкусу. Хорошо, если у ребенка будет компания, чтобы можно было бегать наперегонки. Если снег свежий - протопчите детям извилистые дорожки, по которым они будут бегать, и по команде начинайте гонки. А кто добежит до цели первый - пусть получит приз.

     "Ангел". Маленькие дети очень любят валяться в пушистом снегу. Так не отказывайте ему в этом удовольствии! Попросите его изобразить "снежного ангела" или других свазочных существ. Для этого малышу надо упасть на спину в снег и начать быстро-быстро двигать руками и ногами, как будто бы он летит. Встав со снега, ребенок увидит след, похожий на ангельский образ. Различных других существ малыш сможет изобразить, приняв другие позы, лежа в снегу. Например, если лечь на бок и по-особому выгнуть руки, след будет похож на слона с хоботом. Другие образы вы можете придумать сами.

     "Снежные цветы".  На морозе можно сделать интересный опыт, например, с помощью соломинки и раствора для надувания мыльных пузырей. На конкретном примере вы сможете показать ребенку, как образуются снежинки. Всем известно, что в облаках дождевые капли замерзают при морозе - и образуются кристаллики в виде снежинок. То же самое явление вы можете показать малышу на примере мыльного пузыря. Правда, этот опыт нужно делать только при сильном морозе. Надуйте мыльный пузырь - и вы увидите, как в тонкой пленке воды появятся звездочки, похожие на снежинки, а затем соберутся в цветы.

     "Яркая ледяная дорожка". Таким же образом можно сделать цветную воду, но не в стаканах, а в глубоких тарелочках или мисочках, после чего выставить ее на мороз, чтобы она превратилась в большие ледяные "таблетки". Чтобы достать эти льдинки из тарелок - достаточно поместить их в горячую воду на пару секунд - и выложить на землю. Несколько таких "таблеток", выложенных в ряд, образуют ледяную дорожку. А еще можно замораживать цветную воду таким же способом, но в форме ледяного сердца или бантиков и звездочек.

     Ну и, конечно же, зимние игры на свежем воздухе включают в себя уже известные всем лепку снеговиков, отгадывание следов животных и птиц, постройку снежных замков, лепку "куличков" из снега, игру в снежки и другие подвижные занятия.

      Главное - побольше фантазии и поменьше лени - и зима станет поразительно веселой и запоминающейся для вашего ребенка! 

</article>
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.