Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Страничка музыкального руководителя

Дата: 9 февраля 2018 в 14:23, Обновлено 19 ноября 2021 в 08:42

   

Охрана детского голоса в холодное время года.

     Каждый человек, родившись, получает от матушки-природы драгоценный и великий дар – особого качества музыкальный инструмент – голос. Именно он может стать основой, фундаментом всей музыкальной культуры человека в будущем. Необходимо лишь научиться владеть этим инструментом правильно.

     Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка: так знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию и в любое время.

     Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей:

 *способствует развитию и укреплению легких;

*развивает координацию голоса и слуха;

*улучшает детскую речь;

*влияет на общее состояние организма ребенка;

* вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

      По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.

      Вокальные проявления, говорящие о работе голосового аппарата начинаются уже с периода новорожденности. Исследователи доказывают, что уже по крику, плачу ребенка можно определить, какой голос будет – высокий или низкий. Голосовой аппарат развивается через звуковые сигналы доречевой коммуникации (писк, стон, плач, гуление). К пяти годам начинается постепенное развитие голосовых складок. Воспитателям в группе обучать ребенка пению лучше всего, используя свой собственный голос. Слушая песню, воспитанники сами начинают подпевать, старательно подражая интонациям голоса взрослого. Чем младше ребенок, тем более легким должен быть песенный репертуар. Помните, что объем детского голоса невелик. Голосовые связки у малышей тонкие и хрупкие.

      Вот поэтому весь голосовой аппарат ребенка требует очень осторожного и бережного отношения. Детский голос обладает особыми качествами, отличающимися от качеств голоса взрослых. Детские голосовые связки короткие и тонкие по сравнению со связками взрослых – отсюда и особое звучание детских голосов. Легкие у детей также малы по своей емкости, поэтому сила голоса ограничена. Чрезмерное пение губительно отражается на голосовых связках детей. Малейшее напряжение голоса приводит к тому, что он теряет необходимую легкость, приобретает неприятный горловой характер и переходит в крик. Громкий разговор, пение, крик не только портят голосовые связки, но и понижают слух. Большинство песен для детского сада соответствуют диапазону голоса детей дошкольного возраста. Но часто дети начинают петь взрослые песни, и хотя, это нравится родителям, ребенку это наносит большой вред. Он не может проникнуть в смысл и содержание песни, поэтому вместо выразительного исполнения наблюдается кривляние или попытка неумелого подражания. При таком пении не только портится художественный вкус ребенка, но и наносится вред голосовому аппарату.

      Для предохранения органов дыхания и голосового аппарата ребенка от заболеваний  в холодное время года,  большое значение имеет отсутствие резких колебаний температуры воздуха и пищи. Не следует выводить детей из сильно нагретых помещений или после горячей ванны (бани) на холод, разрешать пить холодные напитки или есть мороженое в разгоряченном состоянии.

      Сильное напряжение голосового аппарата также может привести к воспалению гортани. Надо следить за тем, чтобы дети не разговаривали громко продолжительное время, не пели, не кричали и не плакали на прогулках в неблагоприятную погоду.

      Разучивание стихотворений и пение способствуют развитию и укреплению гортани, голосовых связок и легких. Чтобы голосовые связки не перенапрягались, декламировать стихи надо спокойным, негромким голосом, петь без напряжения; непрерывность звучания не должна превышать 4-5 минут.

     Предлагаю упражнения для голосового аппарата. Попробуйте вместе с ребенком в игровой форме выполнить этот несложный комплекс. Это подарит  детям радость общения с вами и повысит его интерес к своему здоровью.

Упражнения для голосового аппарата.

  • Вдох и выдох через нос (вдох быстрый, выдох продолжительный)
  • Вдох и выдох через одну половину носа, затем через другую
  • Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы
  •  Вдох через нос, выдох через нос толчками

(кратковременно задерживая дыхание, выталкивая воздух маленькими

порциями).

  • Надувание щек
  •  упражнения для челюсти – «Удивленный бегемот» (зевание), «Обезьянки» (движения нижней челюстью в разные стороны);
  •  упражнение для губ – «Пятачок» (вытягивание губ в трубочку);
  •  упражнения для языка – «Лошадка» (щелканье);
  •  «Курочки поклевали» (легкое постукивание указательным пальцем по щёчкам, легкое пощипывание мочек ушек).

Источники: 1. http://doshvozrast.ru/prazdniki/detscenarii64.htm

2. doshvozrast.ru/metodich/konsultac 63.htm.

«Использование музыкально-игровых форм в ранней  профориентации дошкольников»

     В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.

     В настоящее время в современном обществе возникает проблема профессионального самоопределения. Высокий темп современной жизни, развитие информационных технологий насыщает рынок труда многообразием новых профессий, в которых зачастую сложно сориентироваться и сделать осознанный выбор, в соответствии со своими способностями и возможностями. Поэтому  процесс раннего профессионального ориентирования необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда ребёнок знакомится с огромным миром профессий, у него закладываются основы развития личностных качеств.

     Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют игры профориентационной направленности. В играх дети учатся комбинировать непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, фильмов, книг. Постепенно дошкольники начинают повторять действия людей разных специальностей, моделируют их профессиональное поведение.

      Наибольший интерес для воспитанников представляет игровая технология. Игра - важнейшая составляющая деятельности школьника. «Игра ребенка – это его жизнь. Он в ней свободная, самостоятельная личность, развивающая свои силы. Для действительной жизни у ребенка еще слишком мало душевного материала, мало следов, мало сложившихся представлений. У него их довольно только для игры» (Русский педагог Н.В. Шелгунов). Дети лучше усвоят новый материал, если предложить его в игровой форме. Сохранится интерес к обучению, концентрация внимания, исчезнет болезненная реакция на неправильные ответы, активизируется познавательная деятельность, формируется ассоциативное запоминание, развивается творческий потенциал ребенка, формируется коммуникативные компетенции, развивается самоорганизация и самоконтроль на занятии.

      Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Для решения этой проблемы я предлагаю использовать  информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Эти технологии предполагают ознакомление с различными  профессиональными ситуациями, которые в условиях детского сада трудно воссоздать. Например, в работе по ранней профориентации можно провести виртуальные экскурсии: "Знакомство с с/х профессиями", "Путешествие в театр" и т. д., видеоуроки Тетушки Совы, мультфильмы профориентационной направленности, видео с песенками о профессиях (игры с грузовичком Лёвой, бурёнкой Дашей) и др.  Использование ИКТ в формировании у детей представлений о разных профессиях имеет огромное значение, так как это то, что требует современная модель обучения на данном этапе образования.

      Нами широко используются мультфильмы-песенки о профессиях, сюжетно-игровые танцы («Поварята», «Пилоты», «Повар Булочка», «Мальчишкины мечты» и др.), музыкальные игры-пантомимы («Строители», «Пельмешки», «Самолет» и др.) Все эти музыкально-игровые формы опираются на принцип активности ребёнка, характеризуются высоким уровнем мотивации и определяются естественной потребностью дошкольника в движениях, а самое главное, сочетают в себе элементы игры и обучения, обладают чётко поставленной целью и педагогическим результатом познавательной направленности.

      Особое место в ранней профориентации занимает и музыкально-театрализованная  деятельность. Эта деятельность в детском саду ориентирована на развитие взаимодействия детского сада с семьёй, открывает новые возможности для совместного творчества, повышает уровень эстетического развития воспитанников и их родителей. Профориентационная работа посредством театрального искусства имеет большую воспитательную и образовательную ценность в отношении детей и родителей, формировании основ их театральной культуры, укрепляются взаимоотношения детей и родителей, у взрослых развиваются адекватное восприятие, оценка и понимание действий ребёнка, у детей обогащается жизнь добрыми впечатлениями. Для дошкольников музыкально-театрализованная деятельность – источник новых знаний о профессиях, эмоциональных переживаний, ощущений. Театрализованная деятельность в профориентационном направлении помогает формировать у детей уважение к труду, развивать трудолюбие и интерес к выбору профессии.

      Таким образом, ранняя профориентация дошкольников - это необходимое направление деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Помочь ребёнку сделать правильный выбор - непростая задача для педагогов и родителей. Использование музыкальных игровых форм по ранней профориентации поможет дошкольникам научиться быть инициативными в выборе интересующего вида деятельности, получить представления о мире профессий, осознать ценностное отношение к труду взрослых, проявлять самостоятельность, активность, творчество. Это поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, в будущем сделать правильный выбор профессии, которая будет приносить удовольствие и радость.

Источники:

1. http://www.maam.ru/obrazovanie/konsultacii

2.https://infourok.ru/rannyaya-proforientaciya-v-muzykalnyh-professiyah-detej

Обучая ребёнка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:

  • Обогатить духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;
  • Развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных видов деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность);
  • Способствовать общему развитию детей средствами музыки.
  • Если ребёнок музыкально одарён, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.

   Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.

  Выбор музыкальных произведений, которые ребёнок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, её общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа.

  Если ребёнок слышит народные мелодии с раннего детства, он, естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребёнку важно прочувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт её восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как «взрослую», так и написанную специально для детей.

  Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка.

  Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально. Ребёнок должен чувствовать себя защищённым, любимым, находиться в насыщенном положительными эмоциями окружении.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.